Если речь заходит о гармонии цветов, люди дают оценку своим эмоциям, впечатлениям, переживаниям, которые вызывает у них сочетание нескольких оттенков. Смотря на одну и ту же картину, разные личности переживают непохожие ощущения. А это значит, что представления о гармонии и обратного явления - дисгармонии - у всех людей отличаются.

Абсолютное большинство называет гармоничными те цвета, которые состоят из похожих оттенков или же, наоборот, разных, но с равной светосилой. Преимущественно такие комбинации не отличаются явным контрастом. Чаще всего оценка совместимости складывается на основе личной приязни: что красиво - то гармонично. Однако это всего лишь субъективные мнения.

Объективность более важна. Гармония - то же, что и баланс, равное соотношение сил. Физиология немного раскрывает этот вопрос. Рассматривая красный треугольник, а затем закрывая глаза, человек видит зеленую фигуру. И наоборот. Такой эксперимент действенен для каждого тона. Равновесие, требуемое нашими глазами, мозгом, выливаются в видение комплиментарных расцветок, то есть тех, что находятся напротив друг друга в цветовом круге. Последовательный контраст - вот как называют подобное явление.

Если же на цветной треугольник наложить меньшую серую фигуру одинаковой яркости, то основной цвет заставит серость показать свой дополнительный тон. Получится приблизительно следующее отображение: желтый - фиолетовый, оранжевый - голубой, красный - зеленый. Точно также наоборот. Имя такому оптическому проявлению - симультанный контраст.


Оба вида явлений свидетельствуют: глаз наслаждается только тем, что подчиняется закону дополнительных расцветок. Румфорд - это физик, который впервые в 18 веке подал теорию гармоничных цветов. Он утверждал, что лишь те оттенки гармоничны, что в союзе создают белый тон. Ученый обосновывал свою гипотезу знаниями об оттенках спектра.

Физиолог Эвальд Геринг добавил, что наши глаза стремятся к видению равновесия. Он считал, что человеческому зрению просто необходим средний серый тон. Белый круг на глубоком темном фоне при отведении глаз станет черным. Такая схема действует точно так же в обратном порядке. Однако посредственная серость на идентичном фоне не создаст нового оттенка.

То, что мы видим, находит отклик в психике. Гармония для зрения превращается в психическое ощущение баланса. Учитывая все сказанное выше, гармоничной смесью оттенков можно считать ту, что на выходе создает нейтральный серый тон. Соответственно, сочетания тонов, которые в итоге не создают эту серость, вызывают дисгармонию.

Колоссальное значение в той же живописи имеет не только расположение оттенков по отношению друг другу, но еще их количественный, качественный показатели.

Гёте утверждал, что когда человек видит какой-то цвет, его глаза активизируются, реагируя на него поиском иного оттенка. Этот другой тон во взаимодействии с увиденной расцветкой должен выдать в итоге весь цветовой спектр. Затем взгляд ищет любое однотонное бесцветное зрелище, на котором недостающий оттенок может себя реализовать. Это и есть суть главного закона оттеночной гармонии.

Вильгельм Оствальд называл приятными те тона, в сочетании которых нет хаоса. Его основное правило приравнивалось к схеме “гармония = порядок”. Системами, отвечающими за налаженность, ученый считал цветовые круги, а также треугольники для расцветок, позволяющие комбинировать разные тона с белым или чёрным. Однако в данном вопросе Оствальд слишком субъективен, не учитывает многих важных факторов.

Круг ученого нельзя использовать в прикладных искусствах, рисовании. К примеру, напротив его голубого находится красный, в сумме они дают сиреневый цвет. Для гармонии же нужен серый.


Как уже говорилось, значение имеет также количественный баланс тонов. Для приятной цветовой картины существует специальное соотношение. Гёте представил такую формулу: жёлтый * 3 - красный * 6 - синий * 8.

В двенадцатисекторном круге гармоничными считаются дуэты вспомогательных оттенков, смеси 3 расцветок, соединенных при помощи прямоугольников, треугольников - равнобедренных, равносторонних. Указанные геометрические фигуры могут применяться на любом участке круга. Главной гармонией выступает комбинация желтого, красного, синего. В этом соединении мозг не требует дополнительных цветов, смешивание на исходе создает темно-серый результат.


Лента просчетов